Заокский геополигон. "Орлан-10". Курков В.М. о БПЛА в геодезии.

В августе этого года нам довелось вновь побывать на Заокском геополигоне МИИГАиКа. Успели прочитать лекцию студентам, познакомиться со специалистами «СТЦ» и даже посмотреть на тестовый полет беспилотника «ОРЛАН-10».
На видео ниже запуск "Орлана" с катапульты. Машина громкая, конечно, но и мощности ей не занимать. В общем, зрелище увлекательное.
Конечно же, пообщались с Курковым Владимиром Михайловичем, доцентом кафедры фотограмметрии МИИГАиКа. Традиционно, каждое лето он проводит полевую практику для студентов и помогает коллегам в проведении различных тестов беспилотного оборудования. Мы попросили его рассказать о применении и развитии беспилотных технологий в геодезии.
Расскажите, пожалуйста, о себе и о геополигоне.
— Курков Владимир Михайлович, доцент кафедры фотограмметрии. Закончил аэрофак, работаю на кафедре фотограмметрии, учим студентов. Сейчас проводим полевую практику для студентов МИИГАиК на Заокском геополигоне.
Как БПЛА применяется в геодезии?
— Применяется достаточно широко во многих сферах: это геодезия, кадастр, геодезические изыскания, вопросы мониторинга для различных целей.
Опишите кратко этапы выполнения геодезических работ с использованием БПЛА.
— Они такие же, как и при работе с пилотируемыми бортами. Сначала составляется проект на аэрофотосъёмку, по этому проекту выполняется планово-высотная подготовка. Она может быть выполнена заранее с маркированными знаками, а также во время или после аэросъёмочных работ. Выполняется главным образом спутниковыми методами измерений. Затем производится аэросъемка, постобработка, фотограмметрические и геодезические работы.
Какие разрешительные документы нужно получить перед геодезическими работами в аэросъёмке?
— Формируется запрос на полет, объявляется эшелон и зона съемки. Получаем разрешение и летаем.
Можно ли данные полученные с БПЛА использовать в официальных отчетах.
— Да, используют. Но требуется пройти определенную процедуру.

*более подробную информацию узнали у специалиста «СТЦ» Евгения
Какие БПЛА подходят для работы по аэрофотосъёмке, а какие Вы рекомендовать бы не стали?
— Это сложный вопрос. На самом деле, чтобы рекомендовать и не рекомендовать какие-то БПЛА существует Центр сертификации продуктов дистанционного зондирования, от космоса до беспилотников. И мы, на базе МИИГАиКа выполняем тестирование на сколько пригодны продукты для геодезии и картографии, даем заключение. Вот сейчас «СТЦ» как собирается заняться процедурой сертификации «Орлана». Они уже имели сертификат трехлетней давности, а сейчас хотят подтвердить, что технология аэросъёмки с беспилотника и фотограмметрические обработки позволяют изготовить продукты, пригодные для создания карт масштаба 1:500.
А какие уже БПЛА в этом списке есть?
— «Геоскан» уже несколько раз сертифицировал различные комплекты, «Газпром космические системы». Ну и еще около 3-5 компаний, которые серьезно подходят к беспилотной съемке.
Как бы в принципе оценили перспективность рынка БПЛА для геодезии?
— Перспективы достаточно хорошие, поскольку аэросъёмка – основной метод создания документа о местности, а с появлением беспилотных аппаратов исполнитель получает инструмент для получения достоверных надежных материалов для выполнения в том числе и геодезических работ.
Но будущее за серьёзными аппаратами с повышенным качеством съемки, с хорошими калиброванными камерами с центральным затвором, с компенсацией смазов, т.е. дорога известна. Потому что пилотируемая авиация уже проходила этот аэрофотосъемочный путь.
Могут ли в будущем спутники заменить БПЛА для составления карт местности?
— Нет, т.к. беспилотники позволяют получить более высокое разрешение снимков для карт таких масштабов как 1:500, 1:1000. Со спутников максимальное разрешение 30см, точнее уже не позволяет сделать физика атмосферы, да и облака никто не отменял.
Но большой минус для БПЛА - ветер, а для пилотируемых аппаратов - сроки и стоимость съемки.
—Большое спасибо!
*Евгений Малашок о процедуре регистрации БПЛА и применении аэрофотоснимков в геодезических работах:
— На сегодняшний день БПЛА весом менее 30 кг не подлежат государственной регистрации, соответственно на них нельзя получить сертификат летной годности, а также оператор БПЛА такого класса не может получить сертификат эксплуатанта БПЛА. Данный факт ограничивает использование БПЛА весом до 30 кг в некоторых зонах ограничения полетов, так как владелец зоны вправе запросить данные сертификаты.

Для выполнения аэрофотосъемки и дальнейшей работы с отснятыми материалами, необходимо получить разрешение Генерального Штаба соответствующего Военного Округа РФ, и согласование Федеральной службы безопасности РФ, так же необходима лицензия ФСБ на допуск к работе с государственной тайной. При наличии выше перечисленных документов, снимки, полученные в ходе аэрофотосъемки, отправляются на процедуру контрольного просмотра, далее им присваивается гриф (ДСП, секретно, и т. д.), и только после этого их можно передавать заказчику, или публиковать (в зависимости от грифа).

Для получения разрешений на использование воздушного пространства (ИВП), вышеупомянутый перечень документов обязателен только в случае полетов в 30-и километровой приграничной зоне, а также при полетах над населенными пунктами, в остальных случаях, возможно получение разрешений на ИВП путем прохождения стандартной процедуры установления Местного или Временного Режимов.
Вам понравилась статья?